«Благородство школьного музея,

                                                                Как всегда ни фонда и ни смет.

                                                                 Пишут дети, ищут чей-то след,

  Чтобы не ушло ничто в  забвенье»

Краеведение и музееведение в системе образования являются традиционными и эффективными средствами обучения и воспитания у школьников любви к родному краю. Одним из условий успешного решения познавательных и воспитательных задач школы является организация работы школьного музея.

Историко-краеведческий музей в Верхнекольцовской  основной общеобразовательной школе был создан по инициативе учителя истории Дунаевой С.М.

Профиль музея: этнографический

Дата открытия: 20.04.2005 год

Его создание в школе вызвано стремлением участников образовательного процесса знать больше о своей местности, школе, о людях, которые здесь жили и живут, трудились и трудятся в настоящее время, а также желанием сохранить историю своей малой Родины.

Образовательная деятельность школьного музея основывается на трёх аспектах – познавательном, творческом, социальном.

Познавательный аспект  делится на два аспекта -  практический и теоретический. Каждый из них. Каждый из них включает в себя науку, культуру, то есть является элементом целостного культурно-исторического комплекса. Здесь исследуются такие формы специфической деятельности человека как собирание, хранение, изучение  и популяризация памятников культуры.

Творческий аспект является важнейшей составляющей любой деятельности человека.

Социальный аспект.  Музей является частью среды и активно участвует в социализации человека с самого раннего его возраста, расширяя его восприятие окружающего мира, приобщения к окружающему миру и обществу.

Школьный музей является сферой детского творческого, он не только воспитывает у учащихся интерес к окружающему миру, но и формирует полезные навыки. Термин «школьный» определяет не местонахождение, а специфику музея. Он является побудителем творческой активности детей, средством обогащения учебного процесса, он призван быть музеем детского творчества который, создаётся детьми и одновременно для детей.

Музей в образовательном учреждении выполняет функции своего рода «копилки», именно музей даёт возможность обеспечивать поисковую деятельность в области воспитания и развития учащихся в школе. Привлечение учащихся к музейной деятельности происходит посредством организации проблемных , творческих лабораторий.

Школьный музей сегодня всё в большей степени становиться тем инструментом, который позволяет укоренять в жизни базовые ценности общества. Через приобщение к отечественной истории и культуре музей вызывает интерес к прошлому народа, он соединяет разорванную связь между поколениями, эпохами.

Школьный музей – это эффективное средство нравственного и гражданского воспитания детей.

Цель разработки:

- обобщить опыт работы по патриотическому воспитанию учащихся через  музейную деятельность;

- создать оптимальные условия для учителей и учащихся в использовании краеведческого материала в школьном региональном компоненте.

Основные задачи:

- формирование исследовательских навыков и научного мышления;

- формирование чувств  патриотизма и гражданственности, гордости за свою   Родину;

- формирование чувств личной ответственности за всё происходящее в окружающем мире;

- формирование и развитие способностей к творчеству и умению самостоятельно добывать новые знания.

Функции музея:

- поисковая и исследовательская деятельность в работе с учащимися;

- организационное проведение общешкольных мероприятий, мастер классов.

Формы работы:

- практические занятия с архивным материалом, экспонатами школьного музея;

-встречи с участниками военных событий нашей страны;

- фотовыставки.

Ожидаемые результаты:

- воспитание чувства патриотизма, гордости за традиции;

- знакомство со своей Малой Родиной

Работа в школьном музее даёт возможность обучающимся постигать прошлое, традиции, мировоззрение своего народа. Материал, собранный в музее используют учителя истории, географии, литературы, начальных классов на своих уроках.

Важное место в историко- краеведческой  работе занимает исследовательская деятельность, которая пробуждает интерес к прошлому, самостоятельность мышления, чувство ответственности за проделанную работу. Исследовательская работа позволяет учащимся под руководством учителя внести свой, пусть и небольшой, но реальный  вклад в развитие истории музея, а главное -  получить опыт исследовательской деятельности.

Итогом  исследовательской деятельности является создание следующих проектов:

  1. Легенда Дона – Матвей Иванович Платов.

Цель работы: Цель исследования: Показать незаурядную личность, самобытность боевого атамана, доказать, что жизнь и деятельность таких людей помогает возрождать традиции казаков, помнить и чтить свою историю, воспитывать молодёжь достойных своих отцов и прадедов.

Задачи исследовательской работы:

- изучить печатную литературу и материал по данной теме;

- обобщить собранный материал.

Материал используется на уроках по истории России при изучении тем: «Отечественная война 1812 года. Военная служба казаков. Участие донцов в Отечественной войне 1812 года» - 8 класс.

  1. «Казачьему роду нет переводу»

Цель работы: Доказать, что жизнь и деятельность потомков казачьего рода Ершовых помогает возрождать традиции казаков, помнить и чтить свою историю, воспитывать молодёжь достойной своих отцов и прадедов.

Задачи:  формирование  у школьников исследовательских навыков, потребность в изучении традиций, обычаев и истории своего народа;

- воспитание чувств уважения к историческому прошлому родного края, чувство гордости за земляков;

- развитие способностей  к творчеству, потребность в углубленном изучении какой-либо темы, умение самостоятельно сделать выводы по полученной информации.

  1. История хуторов: Верхнекольцова, Нижнекольцова, Свободного

Цель работы: Привить любовь к своей малой Родине собрать исторический материал о хуторах.

Задачи: Воспитывать патриотическое качество. 

Прививать интерес к историческому прошлому своего хутора.

Материал  используется на  уроках  по истории России при изучении тем: «Становление советской власти» - 9 класс, «Экономическая политика ССР в 20-30-е годы. Коллективизация» - 9 класс, «Родной край в годы Великой Отечественной войны» - 9 класс, «Советский тыл в Великой Отечественной войне» - 9 класс, «Внутренняя политика ССР в послевоенные годы» - 9 класс.

  1. «Через две войны».

Цель работы: Ощутить  причастность к  истории своей страны через изучение своей семьи.

Задачи : Сохранение истории своей семьи, сложившихся традиций, семейных отношений, укрепление связи между поколениями

Материал  используется на  уроках  по истории России при изучении тем: «Россия, в Первой мировой войне» - 9 класс, «Великая Отечественная война» - 9 класс.

5.Исследовательская работа, посвященная Владимиру Петровичу Нетребском полному кавалеру ордена Славы. Именем Владимира Петровича названа наша школа.

6.Исследовательская работа «Как наши деды воевали».  Материал используется на внеклассных мероприятия в месячник Оборонно-массовой работы.

  1. «Солдат не выбирает войну»

Цель:

- показать, как события в жизни простого человека связаны с событиями     страны;

- показать лучшие качества человека и гражданина и сохранить на века благодарную память о ратных подвигах военнослужащих Советской Армии.

Задачи:

- сбор материала, повествующего об участии советских солдат в боевых действиях венгерских событий

  1. Проект «Солёные  тюльпаны»  или  Секреты  донских  степей.

Вид  проекта:  исследовательский.

Проблема:  действительно  ли  солёная  почва  влияет  на  расцветку  степных  тюльпанов?

Цель  проекта: организовать  поиск  информации  о  местности  балки  Соленой  (Солёнки)  и  исчезнувших  хуторов  располагавшихся  вдоль  балки.  Провести  исследование  почвы  и  воды  Солёнки.  Воспитывать  уважение  к  природе  и  предкам,  населявшим  территорию  донского  края.

Материал  используется на  уроках  биологии  при изучении тем: «Покрытосеменные растения» - 6 класс, «Деревья, кустарники, травы. Охрана природы Ростовской области» - 5 класс.

Привлечение педагогами музейных материалов в учебный процесс делает уроки более интересными, выразительными, запоминающимися. У учащихся повышается мотивация к учебной деятельности.

Например, по истории России при изучении  тем о Великой Отечественной войне используются экспонаты музея.

Изучая темы по истории «СССР в 60-80-е годы» используются экспонаты по истории пионерской организации, хранящиеся в музее

Широко используются педагогами  экспонаты школьного музея при проведении мастер-классов, что вызывает особый интерес к истории родного края, истории далёкого прошлого.  В музее учитель опирается  на музейный экспонат, который оказывает воздействие на эмоциональную сферу ученика. Ученик может работать с музейным экспонатом, чувствовать его сопричастность с прошлым, что вызывает эмоциональный всплеск. Музейные экспонаты, несомненно, расширяют возможности учебного процесса. Именно на основе непосредственного восприятия предметов или с помощью наглядности в процессе обучения у учащихся  и формируются образные представления и понятия об историческом прошлом.

На базе школьного музея проводятся мастер-классы:

- «Хочу научиться прясть» с использованием прялки и веретена; 

- мастер класс по глажению белья рубелем;

- мастер класс по печатанью текста на писчих машинках с применением    копировальной бумаги;

- мастер класс по изготовлению гусиных перьев и применение их на практике – письмо пером и тушью;

 

- мастер класс по лозоплетению.  (В ходе исследовательской работы по теме: «Солдат не выбирает войну», краеведам открылся ещё один талант участника венгерских событий Велько И.И. – лозоплетение. Иван Иванович дал уроки  желающим учащимся по технике лозоплетения, подготовке лозы к работе.)

В настоящее время идёт реставрация жерновов, впоследствии планируется проведение мастер-класса по размолу зерна и выпечке  мучных изделий по старинным рецептам.

Клуб краеведов в течение года заботится о трех могилах неизвестных солдат захороненных на территории хутора Нижнекольцов.

.  В весеннее – осенний, период краеведы облагораживают памятник  Леону Вульфовичу  Велкомиру и Тимофею Кирилловичу Маслову. .  Ребята гордятся благодарностью,  полученную учениками Верхнекольцовской школы в 1986 году от  боевого товарища Тимофея Кирилловича Маслова полковника в отставке Новикова Георгия Филипповича. На основе данного письма учащимися проведена краеведческая работа по теме: «Запоздавшее письмо».

Учащиеся из клуба краеведов каждую весну очищают устья родников  находящихся на территории Верхнекольцовского поселения

Особый интерес у учащихся вызывают фоторепортажи подготовленные учителем истории в ходе путешествий в город Москву, Испанию, Францию.

Фоторепортажи применяются при изучении истории Нового времени, истории России. Сувениры, эмоциональное  слово учителя – очевидца  вызывает интерес к изучению истории других стран. Практика показывает, что использование музейных экспонатов на уроках и уроки на базе музея не только не вызывают перегрузки учащихся, а наоборот, значительно облегчают усвоение курса истории России, делают знания учащихся более прочными и глубокими.

 

Перспективность музея:

- расширять экспозиции школьного музея;

- организовать сбор материала о воинах-афганцах, участниках чеченской войны;

- реставрировать  музейных экспонатов для проведения мастер-классов;

-продолжить поисковую работу.

Музей – это не только место, где хранятся вещи, предметы. Здесь мы учимся  любить и уважать прошлое. Алексей Максимович Горький писал об этом  так: «Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более  глубоко и  радостно поймём великое значение настоящего».


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
-Я готова оплачивать некоторые услуги, если они будут качественными - 63.6%
- Я против оказания платных услуг - 9.1%
- Считаю эту тему не актуальной - 27.3%

Всего голосов:: 11
Голосование по этому опросу закончилось в: марта 14, 2016

Архив новостей

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Разработка сайта - ООО "Проводник"