«Благородство школьного музея,
Как всегда ни фонда и ни смет.
Пишут дети, ищут чей-то след,
Чтобы не ушло ничто в забвенье»
Краеведение и музееведение в системе образования являются традиционными и эффективными средствами обучения и воспитания у школьников любви к родному краю. Одним из условий успешного решения познавательных и воспитательных задач школы является организация работы школьного музея.
Историко-краеведческий музей в Верхнекольцовской основной общеобразовательной школе был создан по инициативе учителя истории Дунаевой С.М.
Профиль музея: этнографический
Дата открытия: 20.04.2005 год
Его создание в школе вызвано стремлением участников образовательного процесса знать больше о своей местности, школе, о людях, которые здесь жили и живут, трудились и трудятся в настоящее время, а также желанием сохранить историю своей малой Родины.
Образовательная деятельность школьного музея основывается на трёх аспектах – познавательном, творческом, социальном.
Познавательный аспект делится на два аспекта - практический и теоретический. Каждый из них. Каждый из них включает в себя науку, культуру, то есть является элементом целостного культурно-исторического комплекса. Здесь исследуются такие формы специфической деятельности человека как собирание, хранение, изучение и популяризация памятников культуры.
Творческий аспект является важнейшей составляющей любой деятельности человека.
Социальный аспект. Музей является частью среды и активно участвует в социализации человека с самого раннего его возраста, расширяя его восприятие окружающего мира, приобщения к окружающему миру и обществу.
Школьный музей является сферой детского творческого, он не только воспитывает у учащихся интерес к окружающему миру, но и формирует полезные навыки. Термин «школьный» определяет не местонахождение, а специфику музея. Он является побудителем творческой активности детей, средством обогащения учебного процесса, он призван быть музеем детского творчества который, создаётся детьми и одновременно для детей.
Музей в образовательном учреждении выполняет функции своего рода «копилки», именно музей даёт возможность обеспечивать поисковую деятельность в области воспитания и развития учащихся в школе. Привлечение учащихся к музейной деятельности происходит посредством организации проблемных , творческих лабораторий.
Школьный музей сегодня всё в большей степени становиться тем инструментом, который позволяет укоренять в жизни базовые ценности общества. Через приобщение к отечественной истории и культуре музей вызывает интерес к прошлому народа, он соединяет разорванную связь между поколениями, эпохами.
Школьный музей – это эффективное средство нравственного и гражданского воспитания детей.
Цель разработки:
- обобщить опыт работы по патриотическому воспитанию учащихся через музейную деятельность;
- создать оптимальные условия для учителей и учащихся в использовании краеведческого материала в школьном региональном компоненте.
Основные задачи:
- формирование исследовательских навыков и научного мышления;
- формирование чувств патриотизма и гражданственности, гордости за свою Родину;
- формирование чувств личной ответственности за всё происходящее в окружающем мире;
- формирование и развитие способностей к творчеству и умению самостоятельно добывать новые знания.
Функции музея:
- поисковая и исследовательская деятельность в работе с учащимися;
- организационное проведение общешкольных мероприятий, мастер классов.
Формы работы:
- практические занятия с архивным материалом, экспонатами школьного музея;
-встречи с участниками военных событий нашей страны;
- фотовыставки.
Ожидаемые результаты:
- воспитание чувства патриотизма, гордости за традиции;
- знакомство со своей Малой Родиной
Работа в школьном музее даёт возможность обучающимся постигать прошлое, традиции, мировоззрение своего народа. Материал, собранный в музее используют учителя истории, географии, литературы, начальных классов на своих уроках.
Важное место в историко- краеведческой работе занимает исследовательская деятельность, которая пробуждает интерес к прошлому, самостоятельность мышления, чувство ответственности за проделанную работу. Исследовательская работа позволяет учащимся под руководством учителя внести свой, пусть и небольшой, но реальный вклад в развитие истории музея, а главное - получить опыт исследовательской деятельности.
Итогом исследовательской деятельности является создание следующих проектов:
- Легенда Дона – Матвей Иванович Платов.
Цель работы: Цель исследования: Показать незаурядную личность, самобытность боевого атамана, доказать, что жизнь и деятельность таких людей помогает возрождать традиции казаков, помнить и чтить свою историю, воспитывать молодёжь достойных своих отцов и прадедов.
Задачи исследовательской работы:
- изучить печатную литературу и материал по данной теме;
- обобщить собранный материал.
Материал используется на уроках по истории России при изучении тем: «Отечественная война 1812 года. Военная служба казаков. Участие донцов в Отечественной войне 1812 года» - 8 класс.
- «Казачьему роду нет переводу»
Цель работы: Доказать, что жизнь и деятельность потомков казачьего рода Ершовых помогает возрождать традиции казаков, помнить и чтить свою историю, воспитывать молодёжь достойной своих отцов и прадедов.
Задачи: формирование у школьников исследовательских навыков, потребность в изучении традиций, обычаев и истории своего народа;
- воспитание чувств уважения к историческому прошлому родного края, чувство гордости за земляков;
- развитие способностей к творчеству, потребность в углубленном изучении какой-либо темы, умение самостоятельно сделать выводы по полученной информации.
- История хуторов: Верхнекольцова, Нижнекольцова, Свободного
Цель работы: Привить любовь к своей малой Родине собрать исторический материал о хуторах.
Задачи: Воспитывать патриотическое качество.
Прививать интерес к историческому прошлому своего хутора.
Материал используется на уроках по истории России при изучении тем: «Становление советской власти» - 9 класс, «Экономическая политика ССР в 20-30-е годы. Коллективизация» - 9 класс, «Родной край в годы Великой Отечественной войны» - 9 класс, «Советский тыл в Великой Отечественной войне» - 9 класс, «Внутренняя политика ССР в послевоенные годы» - 9 класс.
- «Через две войны».
Цель работы: Ощутить причастность к истории своей страны через изучение своей семьи.
Задачи : Сохранение истории своей семьи, сложившихся традиций, семейных отношений, укрепление связи между поколениями
Материал используется на уроках по истории России при изучении тем: «Россия, в Первой мировой войне» - 9 класс, «Великая Отечественная война» - 9 класс.
5.Исследовательская работа, посвященная Владимиру Петровичу Нетребском полному кавалеру ордена Славы. Именем Владимира Петровича названа наша школа.
6.Исследовательская работа «Как наши деды воевали». Материал используется на внеклассных мероприятия в месячник Оборонно-массовой работы.
- «Солдат не выбирает войну»
Цель:
- показать, как события в жизни простого человека связаны с событиями страны;
- показать лучшие качества человека и гражданина и сохранить на века благодарную память о ратных подвигах военнослужащих Советской Армии.
Задачи:
- сбор материала, повествующего об участии советских солдат в боевых действиях венгерских событий
- Проект «Солёные тюльпаны» или Секреты донских степей.
Вид проекта: исследовательский.
Проблема: действительно ли солёная почва влияет на расцветку степных тюльпанов?
Цель проекта: организовать поиск информации о местности балки Соленой (Солёнки) и исчезнувших хуторов располагавшихся вдоль балки. Провести исследование почвы и воды Солёнки. Воспитывать уважение к природе и предкам, населявшим территорию донского края.
Материал используется на уроках биологии при изучении тем: «Покрытосеменные растения» - 6 класс, «Деревья, кустарники, травы. Охрана природы Ростовской области» - 5 класс.
Привлечение педагогами музейных материалов в учебный процесс делает уроки более интересными, выразительными, запоминающимися. У учащихся повышается мотивация к учебной деятельности.
Например, по истории России при изучении тем о Великой Отечественной войне используются экспонаты музея.
https://vkoltsov.obr-tacin.ru/press-tsentr/shkolnyj-muzej/310-shkolnyj-muzej-2#sigProIddb1cf4902c
https://vkoltsov.obr-tacin.ru/press-tsentr/shkolnyj-muzej/310-shkolnyj-muzej-2#sigProId9f88138ebb
Широко используются педагогами экспонаты школьного музея при проведении мастер-классов, что вызывает особый интерес к истории родного края, истории далёкого прошлого. В музее учитель опирается на музейный экспонат, который оказывает воздействие на эмоциональную сферу ученика. Ученик может работать с музейным экспонатом, чувствовать его сопричастность с прошлым, что вызывает эмоциональный всплеск. Музейные экспонаты, несомненно, расширяют возможности учебного процесса. Именно на основе непосредственного восприятия предметов или с помощью наглядности в процессе обучения у учащихся и формируются образные представления и понятия об историческом прошлом.
На базе школьного музея проводятся мастер-классы:
- «Хочу научиться прясть» с использованием прялки и веретена;
https://vkoltsov.obr-tacin.ru/press-tsentr/shkolnyj-muzej/310-shkolnyj-muzej-2#sigProIdbbbf59602b
- мастер класс по глажению белья рубелем;
https://vkoltsov.obr-tacin.ru/press-tsentr/shkolnyj-muzej/310-shkolnyj-muzej-2#sigProIdc017731c55
- мастер класс по печатанью текста на писчих машинках с применением копировальной бумаги;
https://vkoltsov.obr-tacin.ru/press-tsentr/shkolnyj-muzej/310-shkolnyj-muzej-2#sigProId7622d05147
- мастер класс по изготовлению гусиных перьев и применение их на практике – письмо пером и тушью;
- Урок литературы. «Письмо Онегина к Татьяне» Урок литературы. «Письмо Онегина к Татьяне»
- Урок литературы. 9 класс «Письмо Онегина к Татьяне» Урок литературы. 9 класс «Письмо Онегина к Татьяне»
- Урок литературы. 9 класс «Письмо Онегина к Татьяне» Урок литературы. 9 класс «Письмо Онегина к Татьяне»
https://vkoltsov.obr-tacin.ru/press-tsentr/shkolnyj-muzej/310-shkolnyj-muzej-2#sigProIdc9502d9aaa
- мастер класс по лозоплетению. (В ходе исследовательской работы по теме: «Солдат не выбирает войну», краеведам открылся ещё один талант участника венгерских событий Велько И.И. – лозоплетение. Иван Иванович дал уроки желающим учащимся по технике лозоплетения, подготовке лозы к работе.)
https://vkoltsov.obr-tacin.ru/press-tsentr/shkolnyj-muzej/310-shkolnyj-muzej-2#sigProId970b68cfda
В настоящее время идёт реставрация жерновов, впоследствии планируется проведение мастер-класса по размолу зерна и выпечке мучных изделий по старинным рецептам.
Клуб краеведов в течение года заботится о трех могилах неизвестных солдат захороненных на территории хутора Нижнекольцов.
https://vkoltsov.obr-tacin.ru/press-tsentr/shkolnyj-muzej/310-shkolnyj-muzej-2#sigProId9b1a216ac3
https://vkoltsov.obr-tacin.ru/press-tsentr/shkolnyj-muzej/310-shkolnyj-muzej-2#sigProId1335396e0c
Учащиеся из клуба краеведов каждую весну очищают устья родников находящихся на территории Верхнекольцовского поселения
https://vkoltsov.obr-tacin.ru/press-tsentr/shkolnyj-muzej/310-shkolnyj-muzej-2#sigProId6303bb6ba9
Особый интерес у учащихся вызывают фоторепортажи подготовленные учителем истории в ходе путешествий в город Москву, Испанию, Францию.
Фоторепортажи применяются при изучении истории Нового времени, истории России. Сувениры, эмоциональное слово учителя – очевидца вызывает интерес к изучению истории других стран. Практика показывает, что использование музейных экспонатов на уроках и уроки на базе музея не только не вызывают перегрузки учащихся, а наоборот, значительно облегчают усвоение курса истории России, делают знания учащихся более прочными и глубокими.
https://vkoltsov.obr-tacin.ru/press-tsentr/shkolnyj-muzej/310-shkolnyj-muzej-2#sigProIde20ce73781
Перспективность музея:
- расширять экспозиции школьного музея;
- организовать сбор материала о воинах-афганцах, участниках чеченской войны;
- реставрировать музейных экспонатов для проведения мастер-классов;
-продолжить поисковую работу.
Музей – это не только место, где хранятся вещи, предметы. Здесь мы учимся любить и уважать прошлое. Алексей Максимович Горький писал об этом так: «Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймём великое значение настоящего».